11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт‑Петербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.
Это была первая железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1851 году Николаевской железной дороги), единственная в стране и шестая в мире. Она была построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт‑Петербурга, Царским Селом и Павловском.
Строительством дороги руководил чешский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. Ему летом 1835 года удалось убедить императора в пользе железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать войска.
Торжественное открытие всей линии Царскосельской железной дороги в присутствии всех министров и дипломатического корпуса состоялось (30 октября) 11 ноября 1837 года. Первым рейсом из Петербурга в Царское Село управлял сам Герстнер. До Обводного канала в целях безопасности поезд шел медленно, и лишь перейдя мост, начал набирать скорость. Через 35 минут под громкие рукоплескания и крики «ура!» встречающих поезд подошел к платформе станции Царское Село.
А раз есть поезда, значит должны быть и те, кто восстанавливает поезда.
И именно 11 ноября 1936 года в России появился профессиональный праздник – День работника восстановительного поезда.
Ликвидация последствий серьёзных аварий на железной дороге, как по причине техногенных катастроф, так и вызванных последствиями природных стихийных бедствий (столкновения и сходы с путей железнодорожных составов, восстановление повреждённого железнодорожного полотна, контактной сети железной дороги и другие) была и остаётся основной задачей восстановительных поездов. Помимо решения основных задач, эти специализированные составы могут использоваться при ведении работ по ремонту железнодорожных путей, мостов, стрелочных переводов и других сопутствующих и прилегающих к железной дороге объектов.
Трудно переоценить вклад бригад восстановительных поездов в обеспечение бесперебойной работы советских железных дорог в годы Великой Отечественной войны, восстановление железных дорог и железнодорожных станций после окончания войны.